Редкий москаль долетит до середины Днепра. Но и таких больше, чем использующих ежедневно слова „волхв”, „характерник”, „ворожбит”, „чернокнижник”, „мольфар”, „босорканя”. Это потому, что они вымерли, хотя и сравнительно недавно, век-полтора назад, в пору, которую Маркс называл „первичным накоплением капитала”, а новейшие социальные криптозоологи — мезолитическим капитализмом. Кроме них исчезли драконы (плеозавры), чугайстры (homo erectus-и и другие йети), пережив рамаяновские войны, другие редкие расы (гномы, гобити и эльфы), люди-звери (оборотни, упыри) — исчезли алгоритмы комунитарного сожительства между представителями боговдохновенного органического мира, соответствующие им субординация и обряды инициации.
Одни стали чучелами в запыленных скамьях где-то в шотландской или галицкой глубинке, другие персонажами новейшей литературы, третьих до сих пор ловят по Гималаям, ну а четвертые — залегли в сильно законспирированном сакральном подполье. Подполье умов, которые верят в возвращение соседей и возобновлении данной Господом гармонии межрасовых отношений, божественной экологии и классовой справедливости в 21 веке, когда падут капиталистические кандалы, освободится загаженное брендами сознание, вернутся самоуправление, родовая иерархия, мифические соседи из числа униженных сказочных существ, солнце повернет налево, а научная парадигма достигнет вершин плюраверсального осознания аналогичной действительности.
Все мы вне закона, пока не продаемся и не продаем: права, рабочую силу, символы веры, кровь родителей и, в итоге — мир, в котором было лучше, и который променяли на обещания, блеск дьявольского металла и таких же перспектив.
Автор отрывка щедр на домыслы и, как нам кажется, некоторую профанацию затронутой проблематики. Ареневский „Характерник” не хуже сапковского „Відьмака”, более того, реальность „условного Средневековья” плотнее сказочных образов раскрученного поляками кудесника.
Описывая характерников, Чумаченко ссылается на милого сердцу Кастанеду, а следовательно и неизвестную украинскому искателю разновидность этого достаточно известного явления — национал-нагвализм, сложное для понимания, осознания и практики понятие, которое отличало характерников от запорожцев, объединяя в касту, клан, параллельную запорожским попам жреческую группу, проводников потерянных дохристианских знаний, носителей исконной традиции, со смертью последнего из которых, а именно — атамана Сирка, наступил период упадка Сечи, Украины, славянского мира и восточных рубежей.
То, что ты прочитаешь в последующем описании, уважаемый друг, пришло из нашей древней истории. Доподлинно узнать о делах тех дней обычным способом уже невозможно. Бесконечные войны, которые постоянно пылали на территории Украины-Руси на протяжении веков, сожгли и распылили ее бесценное этнического достояние. Люди, на свидетельстве которых базируется предложенный очерк, идут путем Знания, развивая в себе те способности, которыми владели когда-то их пращуры.
Почему они обращаются к тем давним времнам, спросите вы? А вот почему. Человек, который идет в удивительный мир жизни в измененных состояниях сознания, должен сделать первый шаг, шаг от самого себя. Для этого нужно знать, на чем ты стоишь, кто ты, как на этой земле прорастало Знание, что не натворить досадных ошибок, которые являются гибельными на пути к его источнику.
Наиболее наглядно ту форму эзотерического Знания, которая господствовало в Украине в те времена, мы можем проследить на примере знаний, которыми владели воины-характерники из Запорожской Сечи.
Запорожцы... У кого при этом слове не билось сердце и не вздымалась теплая волна в груди? Воины, которые воплощали в своем лице все то наилучше, что было присуще украинскому народу. Неутомимую волю и жажду к свободе. Неподкупную искренность и направленность к правде-истине, за которую готовы были стоять насмерть. Среди закаленных в бесконечных битвах запорожцев были и такие, что своим знанием жизни и военного дела выделялись даже среди них. Это были воини-криры или характерники, как звали их в Запорожском войске. О том, что удалось узнать об их жизни, и пойдет у нас разговор.
Кто они, те характерники, откуда походит их глубокое осознание законов организации близлежащего мира, каков его корень?
Старые легенды говорят вот о что. Жил когда-то в Киевской Руси еще во времена князя Игоря, воспетого в знаменитом „Слове о полку Игореве”, широко известный мастер владения мечом по фамилии Дубежич. Он долго странствовал по миру, пройдя от Индии и Китая к горному хребту Гималаев, которые и поныне дремлют в исконной тишине и величии. Где-то там ступил он на путь человека Знания и принес на Русь то искусство владения оружием в измененных состояниях сознания, когда человеческое естество приобретает совсем другие качества и способности его, с точки зрения обычного человека, становятся невероятными.
Вернувшись домой из того многолетнего путешествия, Дубежич передал то Знание своим сыновьям Лано и Коре, из которых и пошло прорастать то характерницкое семя в Игоревых сотнях.
С чего начиналась та учеба?
А с очень простых вещей. Завязывал сыновьям глаза повязкой, приучая ориентироваться в окружающем мире только на слух. Потом — только на запах, перевязывая уже и уши. Занимались резьбой, все время вырезая один знак, который напоминал луковицу в разрезе. Вырезали до тех пор, пока тот знак не начинал звучать, становясь ключом к соответствующему внутреннему пространству. Добиться этого можно лишь одним-единственным способом — нужно было тот знак „увидеть” внутренним зрением и точно воспроизвести. Так открывалось внутреннее виденье истинного содержания вещей в окружающем. За тем новым виденьем шла перестройка всей жизни. Спать, одеваться, есть, действовать нужно было по тому виденью, пока оно не становилось человеческим естеством. Дальше шло усвоение боевых техник, в основу которых была положена стихия воздуха с помошью обращения к Стрибогу. Тотемним знаком, который соединял боевые техники в одно целое, был черный степной орел или сокол.
Удивленные тем непостижимым искусством ведения боя, которое при этом приобреталось, дружинники князя стали называть их крирами или же кирами, что означало "воин, имеющий способности болотного царя или хозяина леса — лесовика". То Знание сохранилось до значительно более поздних времен,
когда его наследниками стали казаки Запорожской Сечи.
Среди войска киры выступали как учителя военного дела, избегая каких-то значительных должностей, занимая места не выше сотника. Свыше 700 лет просуществовало то Знание в Украине-Руси и начало исчезать с упадком запорожского казачества.
Характерники в Запорожском войске имели свой курень и свой флаг. Один из таких флагов, приведенный на рисунке, удерживает в своем поле знак, шитый серебром на пурпурном фоне или золотом на белом, который переводил человека в состояние, которое характеризовалось термином — Проникновение. Именно с этой целью и использовались характерники в Сечи. Их обязанностью была глубокая разведка и разрушение планов противника. Для этого криры проникали на территории, занятые врагом, часто под видом путников или купцов, всегда безукоризненно выполняя задания, которые ставил перед ними кошевой. В этой роли функции криров были аналогичными тем, которые выполняли легендарные нинзя в древней Японии. В близком кругу кошевого всегда на каких-то должностях находилось два-три характерника, так сказать, под рукой, на всякий критический случай.
Характерники, беря на себя труды внутренней и внешней службы безопасности, играли роль своеобразной нервной системы в Запорожском войске.
Именно упадок этой системы в результате развития государственно-созидательных тенденций (с возникновением класса старшин и всеобъемлющей канонизации церкви с догматизацией ее учения) и привел к разрушению той большой, непостижимой силы, которую имела Сечь.
Что умел воин-кир, на чем базировалось его знание? Объяснить это сегодня стало возможным благодаря тем эзотерическим, магическим практикам, завесу над которыми поднял западный ученый-антрополог Карлос Кастанеда. И хоть Знание характерников было несколько иным, потому что вырастало на
почве этнической культуры Украины-Руси, много чего мы здесь найдем похожего.
Знание характерников, как и Знание мексиканских магов, которое описал Карлос Кастанеда, вырастало из очень простой вещи — уравновешивания внутреннего мира человека с окружающей средой до того момента, когда наступает их полное слияние. И тогда человек уже идет в мир, приобретая совсем другое его понимание.
Как это верно понять?
В действительности человек не идет куда-то и не исчезает из глаз, хотя это и искусство становится ему по плечу. Просто неподвижный взгляд обычного человека, который упирается все время в одну выделенную плоскость мира, однажды становится подвижным, живым или пробуженным, как часто говорят в эзотерических школах. Именно благодаря этому ему
открывается вся многомерность окружающего мира с его странными и непостижимыми законами.
Карлос Кастанеда приводит принципы, которыми руководствуется человек в жизни, чтобы добиться такого уравновешивания. Нам эти принципы знакомы как семь правил сталкинга. Приведем только три первые, как главные, из которых вытекают все другие.
Принцип первый:
Воин духа признает мир непостижимым, и оставляет все попытки раскрыть его тайны из состояния сознания обычного человека. Сталкер переключает при этом свое внимание на поиск совсем другого источника знаний, который идет из глубины самой его личности.
Принцип второй:
Зная о своей обязанности открыть тайны жизни, сталкер не надеется, что это когда-нибудь произойдет. Этим он достигает раскованного, свободного состояния в тех событиях, которые бурлят вокруг него. То есть он перестает действовать, планировать жизнь и руководствоваться старым осознанием окружающего мира.
Принцип третий:
Осознавая непостижимость мира из позиции обычного человека, воин духа и сам себя рассматривает, как одну из тайн мира, открывая этим в самому себе тропинку к Знанию, которое должно прийти из глубины самой его личности как знание внутреннее. Приобретение такого соотношения внешнего и внутреннего приводило к включению интуитивного осознания положения вещей в окружающем мире. В это время на первый план у человека выходит духовная сила, которая ведет его, охраняет, позволяет преодолевать трудности в жизни.
Что то за сила?
У Карлоса Кастанеды она связана с голосом Намерения, что идет из глубин самой человеческой сущности. Из трудов Перепедицина - он знаком нам как Гид — внутреннее человеческое естество, которое руководит всем многоплановым биоенергокомплексом. В эзотерическом христианстве - это глубинное
организующее начало, предстающее в виде ангела-хранителя, который защищает человека и ведет его чрез всю жизнь.
Понимание тех путей, которыми шли люди Знания в Украине, затрагивает еще одну важную сторону человеческой жизни. Она касается высоты тех добродетелей, которые производит тот или другой этнос на протяжении своей многовековой истории.
Почему в неразрушенном этносе так глубоко почитается честность, духовная искренность, трудолюбие и достоинство и вызывает отвращение напыщенность, лживость, душевная неразбериха? Что это такое -правдивость, даже тогда, когда это не в личных интересах? Какой есть у человека высший интерес в этом?
Таким интересом является следование истине, той правде жизни, что является самой основой бытия и всегда существует в окружающем мире, невзирая ни на что („Бог во всем” — один из главных принципов всех религиозных традиций мира). Гармонизация своих действий с миром избавляет жизненный путь человека от неурядиц, которые сразу же появляются на пороге дома, когда он делает недостойные поступки.
Следовательно, счастливый ход человеческой судьбы возможен лишь при условии следования той истине жизни, что бурлит вокруг. Из этого и выходит тот высший интерес, который вздымает человека к высоте правды, против сегодняшнего временного интереса. Именно приобретение чуткости к окружающему миру делает человека способным владеть неуловимой истиной бытия.
При этом истиной становится правильное понимание направленности и содержания тех событий, с которыми он постоянно сталкивается в реальной жизни.
Что это дает? Понимание места и времени того действия, которое необходимо осуществить, и невмешательства в то, что не твое, что не лежит на твоем пути. Такой человек не промахивается в жизни, всегда точно оценивает ту или другую ситуацию в нем. Именно такое „искусство жизни” зовется в эзотерической культуре сталкингом.
Следовательно, те правила жизни, которые производит каждая этническая культура, являются основой искусства людей эзотерического Знания.
Это открытие весьма странно. То, что является ведущей линией поведения адепта эзотерической культуры, полностью присутствует в жизни обычного этнического человека. Только здесь искусство сталкингу скрыто под видом обычаев и тех правил жизни, которые существуют во всякой этнической культуре.
Именно архетип этнической самоопределенности является той дорогой, которой обычный человек и приходит к пробуждению своего сознания. Правдивость и искренность, высокое достоинство, положенные в основу человеческого бытия, охраняют от попадания в вихрь инстинктивных желаний и поступков, которые разрушают саму содержательность жизни. Упадок человека, упадок общества является тем, чем расплачивается сообщество людей, которое отходит от этих истин. Настройка на истину, стремление жить истиной приводит к такому росту уровня сознания, когда открывается путь к совсем другим взаимоотношениям человека с окружающим миром. В человеке просыпается та сторона его личности, которую во все времена называли магической или же, как на сегодня, сенситивной, эзотерической. Именно такую возможность развивали наши пращуры, видя в ней достойный образ жизни на белом свете.
Их искусство достигало тех высот, когда человек учился руководить ходом своей жизни, направляя его в сторону наиболее полной реализации.
То есть речь идет о том, что в основу украинского этноса с древнейших времен закладывалась цель достижения искусства управления своей судьбой. Творчество людей Знания в Украине, среди которых характерники Запорожской Сечи занимают главное место, достигало той высоты пробуженного духа, когда человек овладевал самими законами организации окружающего мира. Именно тяготение к такой вершине своей самореализации лежит в основе эзотерических фундаментов нашей культуры. В таком ракурсе этническая культура украинцев, по-видимому, еще не была исследована.
В самой своей сути те практики, которые применялись казаками-характерниками в воспитании молодежи, были очень простыми, так как брались из самой жизни. Главное, что стояло за ними — это тот путь, согласно с которым проходило раскрытие человеческой личности. Направленность того пути, по которому шли характерники, во многом отличается от общеизвестных на сегодня направлений развития эзотерического знания. Например, главной целью своей жизни маги Мексики, как следует из описания их практик Карлосом Кастанедой, ставили получение свободы путем выхода за пределы феноменального среза мира. Восточные эзотерические течения главной целью провозглашают достижение состояния просветления, которое имеет разные названия в разных эзотерических традициях — Самадхи, Сатори, Нирвана, в которых видят состояние полного раскрытия человеческой личности. Опять же с целью высвобождения из-под давления окружающего феноменального мира или же „колеса Сансары”, из плена большой иллюзии Майя, которую он собой являет.
Главной целью своего развития характерники Запорожской Сечи ставило овладение искусством управления своей жизнью. Почему было выделено именно это направление развития, в чем его важность? Существует очень давнее понимание того состояния, в котором человек проходит путем земного бытия. Согласно этому он лишь пассажир повозки судьбы, которой руководит совсем другой извозчик. Человек только проходит путем жизни, не зная ни его причин, ни его конца, совсем не имея возможности какого-то существенного влияния на его ход. Все, через что он проходит, случается с ним, как гром среди ясного неба. Для современного понимания такая позиция человека может быть сравнена с салоном пассажирского самолета, где проходит всю его жизнь. Самолет же летит за своим маршрутом, совсем неизвестным для его пассажира. Понимание такого состояния человека достаточно рельефно описано большим суфием и поэтом Омаром Хайямом в одном из его рубаи:
Удивления достойны поступки Творца. Преисполненны печали наши сердца. Мы оставляем мир, не узнав ни начала, ни содержания его, ни конца.
Решение такой величественной проблемы и положили характерники в основу своего пути восхождения к высшим состояниям сознания. Познать то, что находится в руках фатума, сесть на переднее место повозки судьбы, взяв вожжи в свои руки или штурвал того самолета. Эта цель, которую ставили перед собой киры, предопределяла и то состояние развития, которого они приобретали при жизни. Особенность того психофизического состояния заключалась в приобретении соответствующего характерного психотипа относительно поведения, черт характера, манеры говорить и одеваться. Из чего в народе и стали называть их характерниками — благодаря очень своеобразной, овеянной духом истинности, становления себя в жизни. И не нужно забывать, что то состояние выковывалось под прямой угрозой смерти, потому что такие казаки всегда были главной боевой опорой казацкого войска в его исконной борьбе относительно защиты своей земли. Именно в такие времена и сформировались главные принципы, которые стали основой взглядов киров на формирование своего личного пути в жизни.
Первые два принципа оттеняют ту границу отхода кира от окружающей жизни, которая делала возможным выполнение главного, стратегического направления развития их Знания:
„Твой путь лежит между Землей и Небом”, то есть нигде на Земле, в сфере обычного бытия. Только отделение человеческой личности от привычного мира и овладения этой позицией, которая стоит за пределами „земли и неба”, гарантирует приобретение той отстраненности, когда становится доступным Знание.
Ты равен всем и каждому в отдельности, но по духу нет тебе равного на Земле”.